Загадочная Польша. Кладезь исторических сокровищниц и гиперконцентрация того дурманящего ощущения, которое зовут духом истории. Золотое ожерелье исторических городов и мощных промышленных центров. Колыбель нескольких поколений европейской демократии. Знаменосец модерна в искусстве, родина современных музеев и стильного, доступного каждому европейского дизайна. Польша влечет своими контрастами и глубиной, диалектикой исторического и современного, мелодиями Шопена и поэзией Мицкевича, помпезной красотой королевского Кракова, промышленной мощью Познани, морскими достопримечательностями Гдыни, балтийскими волнами Гданьска.
Одним из популярнейших сегодня туристических маршрутов является знаменитое польское Трехградье. Это что-то вроде российского Золотого кольца. Вот только если сравнивать второе с роскошной скифской пекторалью, то первое – это скорее маленькая подвеска с тремя жемчужными бусинками – Гданьском, Сопотом и Гдыней, главная из которых – Сопот. Сегодня, как и в далекой древности, все эти 3 города представляют собой единую агломерацию, все части которой связаны между собой электричками, трамвайными линиями и автобусными маршрутами. Из центрального Сопота видны и гданьская Вестерплатте, и крыши домов Гдыни. Туристы часто посещают Прибалтику по остаточному принципу, ограничиваясь осмотром Гданьска – и совершенно напрасно. Если разбудить в себе интеллектуала и эстета-модерниста, в окрестностях Трехградья можно увидеть неисчислимое количество красот. И ярчайший пример тому – Гдыня.
Гдыня на карте Польши
История
Балтийское побережье далеко не всегда было для Польши тем, чем является сегодня. Некогда пустынное и холодное место с морем, топями, болотами и криками одиноких чаек, ключевое значение обрела в XVI веке, когда тогдашняя Речь Посполитая взяла в свои руки бразды европейской торговли пшеницей. До этого в Прибалтике заправлял агрессивный Тевтонский орден, покоренный польскими королями в середине XV века. После Люблинской унии и образования Речи Посполитой началась активная польская колонизация Прибалтики. Побережье потихоньку обрастало портами, настоящей громадиной среди которых стал Гданьск. А к портам тянулись рыбацкие деревушки. Такой, серой и непримечательной среди сотен подобных сюжетов, была и начальная история Гдыни – маленького рыбацкого поселка в околицах Гданьска.
Основным занятием жителей была рыбалка и возделывание земли, до тех пор, пока в 1920 году Польша не получила независимость. Толчком, который вдохнул новую жизнь в скромный рыбацкий поселок, стало строительство порта в Гдыне. Инициатором этого проекта был польский архитектор и инженер Тадеуш Венда, который не сомневался, что низменность, расположенная между Гданьском и Гдыней, защищенная от сильных ветров и с большими глубинами у берега, как нельзя лучше подходит для строительства порта, который сможет стать достойным конкурентом самому Гданьску.
К сожалению, мировой экономический кризис притормозил работы – молодому государству, со всех сторон окруженному недоброжелателями, было не до порта. Но зато в 1935 году на выручку пришла Франция, которая ставила на то, что экономически мощная Польша сможет достойно конкурировать с нацистской Германией в Европе. За несколько месяцев были сооружены верфи и причалы, а углубленное дно позволяло принимать даже самые большие военные и торговые корабли. Преимуществом, которое отличало городок даже от соседнего Гданьска, было наличие предприятий, которые «не отходя от кассы» перерабатывали продукцию, которая стекалась в Гдыню со всех польских воеводств. Здесь были собственная мельница, завод по очистке риса и элеватор.
Архитектурный облик города сильно изменился в продуктивные 1920 годы – рядом с предприятиями порта вырастали жилые особняки, а между ними высились шпили соборов. Во время нацистской оккупации разрушены были порт и верфи, жилая застройка хоть и сохранилась, но многим жителям пришлось покинуть город ввиду жестокости оккупационного режима.
После войны город был отстроен, и благодаря активному участию его жителей в протестных движениях 1980-х годов получил новый виток развития – большие средства были вложены в инфраструктуру, строительство новых дорог и спальных районов.
Интересные места и достопримечательности Гдыни
Сегодня гдыньское окно в мир распахивается все шире и шире. Кроме крупных инфраструктурных проектов, в городе активно развивается торговля, индустрия развлечений и культурного досуга. Сегодняшняя Гдыня в Польше с ее достопримечательностями – настоящая балтийская жемчужина, привлекает путешественника множеством уютных баров, архитектурными памятниками стильного модернизма и густым, насыщенным запахом моря, которым здесь, казалось бы, пропитан каждый камешек мостовой.
Да что там – здесь даже большинство музеев так или иначе повествуют о море. Хоть по возрасту Гдыня может потягаться даже с древним Гданьском (первое упоминание о рыбацком поселении относится к 1253 году), но особыми древностями она не отличается. Хотя и ей есть чем похвастаться перед пытливым и любознательным туристом. Будучи в Гдыне, не обходите своим вниманием:
1. Музей океана с огромным Океанариумом и главным экспонатом – кораблем-героем «Блыскавица», который принимал героическое участие в морских баталиях Второй мировой войны. В Океанариуме в 36 огромных бассейнах и аквариумах представлены обитатели морских и океанических глубин, свезенные практически со всего мира. А вот «Блыскавица» — настоящая национальная реликвия: славный польский торпедоносец, единственный из сохранившихся кораблей, построенных до Второй мировой войны. На борту корабля можно увидеть выставку артиллерийского и торпедного оружия.
2. Морской музей – если на «Блыскавице» можно окунуться в атмосферу военных баталий прошлого века, то здесь вы совершите экскурс в еще более отдаленные времена – в XVI век. В Военно-морском музее есть выставка оружия эпохи Золотого польского века или «века Сигизмундов», как его часто называют, времени правления королей Сигизмунда І Старого и Сигизмунда ІІ Августа, на которое припадает расцвет Польши.
3. Музей-парусник «Дом Поморья». Это самый настоящий корабль, который верой и правдой служил германскому торговому флоту до конца Первой мировой войны, а изготовлен был в свое время на гамбургских верфях под именем «Принц Фридрих». После войны в качестве репараций, теперь уже как «Гольберт», корабль «переехал» во Францию, а уже последняя в 1929 году продала его польской Морской Академии под символическим названием «Дар Померании». Парусник использовали как учебный корабль – до 1983 года он зачислил на свой счет 105 походов, зашел в 383 порта и воспитал на своем борту 14 000 молодых морских офицеров.
4. Heineken Open Air – общепольский национальный музыкальный фестиваль (это совет для «летних» туристов) – на нем звучит самая разнообразная музыка, от поп-рока до аванарда, и все это смотрится чрезвычайно органично на традиционной локации фестиваля – военном аэродроме, на котором специально для гостей разворачивают охраняемый палаточный городок.
5. The Tall Ships Races – зрелище для поклонников белоснежных парусов на фоне синего неба… жаль только, проходит яхтенная регата летом, и туристы, отправляющиеся обозревать красоты Балтики в холодную пору, не имеют возможности насладиться этим красивейшим зрелищем.
6. Мальборк – древнюю столицу Тевтонского ордена, одну из красивейших европейских готических крепостей. Мальборк или Мариенбург – на немецкий манер, расположен всего в 50 км от околиц Сопота и Гдыни, и если вы не ограничены в поездке одним днем, обязательно стоит выделить несколько часов на эту незабываемую историческую экскурсию.
7. Одну из самых интересных улиц города – проспект 10 февраля. Он стрелой проходит от центра Гдыни практически до моря. Именно здесь можно полюбоваться самыми оригинальными модерными зданиями – сегодня в них расположились Почтамп и Городской совет. А название улицы для Польши сакрально. Именно в этот день на парижской мирной конференции Польше вернули 140 км морского побережья Балтики. Для того, чтобы любоваться морским горизонтом, есть особое место – обзорная площадка Каменной горы. Если проигнорировать фуникулер – а идти, на самом деле, не так высоко и далеко, по дороге можно увидеть уникальные виллы начала прошлого века.
8. Музей эмиграции – одна из самых богатых в Европе экспозиций, посвященных теме эмиграции, собрана именно здесь. И не даром – ведь именно Гдыня становилась последним местом на польской земле, которое видели эмигранты, прежде, чем ступить на борт французского, американского или британского корабля, навсегда увозящего их от родных берегов.